Энергетическая установка
Энергетическая установка этих кораблей являлась наиболее интересной особенностью. Они должны были иметь три винта диаметром 4,8 метра. Каждый из винтов приводился бы в действие от четырех дизелей с нормальной мощностью 12.500 м.л.с. каждый (в форсированном режиме 13.750 м.л.с.). Немцы тщательно изучили причины сильной вибрации от работы дизельной энергетической установки на кораблях типа Deutschland и спроектировали нового типа фундаменты под дизели высотой 4 метра.
Дополнительную жесткость давало и двойное дно увеличенной высоты, к которому фундаменты жестко крепились. Все это (фактически это означала присоединение к нагрузке определенно больших масс) считалось достаточной мерой против интенсивной вибрации. Установка этих фундаментов требовала, помимо прочих трудностей, и специальной технологии строительства корабля. Корпус должен был формироваться таким образом, чтобы сначала собрать кормовую часть, так как от сварки продольные элементы конструкции корпуса могло повести, а этого следовало избегать, поскольку установка и центровка двенадцати главных дизелей требовали большой точности. Не менее точной должна была быть и центровка дизелей с зубчатым редуктором.
Дизели
Двухтактные 9-цилиндровые дизели двойного действия типа MZ.65/95, спроектированные и изготовленные фирмой МAN (диаметр поршня 65 см., ход 95 см., 265 об./мин.). Четыре дизеля на каждом валу соединялись с редуктором через зубчатую передачу. Каждая пара дизелей, в которой дизели устанавливались друг за другом, подсоединялась к одной общей шестерне редуктора с помощью синхронизированной зубчатой муфты. Шестерни были специального (гибкого) проекта: обод шестерни крепился к ступице нежестко, а мог проскальзывать по ней. Через каждые два зубца шестерни по окружности сцепления от ступицы к ободу просверливались цилиндрические отверстия, куда вставлялись цилиндрические пружины (в виде многочисленных стальных втулок одна к другой). При изменении крутящего момента, передаваемого от дизелей, эти пружины должны были попеременно сжиматься и разжиматься, снижая колебания крутящего момента на входе в зубчатый редуктор.
На каждом гребном валу имелось по два зубчатых редуктора, выходные валы которых соединялись с гребным валом через гидравлическую муфту, чтобы сглаживать колебания числа оборотов. К тому же это давало возможность отсоединять ту пару дизелей, которые находились в ремонте. Передаточное число редуктора было близким к 1:1 (гребные валы имели скорость вращения 260 об./мин.). Потери мощности на редукторах составляли 7-8 % (трение в редукторе, муфтах, подшипниках гребного вала), так что на вал передавалось 50.000 м.л.с., а суммарная оценочная мощность энергетической установки равнялась 150.000 м.л.с. в нормальном режиме и 165.000 м.л.с. в форсированном. Это обеспечивало кораблю скорость 30,4 узла при проектном водоизмещении 57.617 тонн.
Скорость и дальность плавания
Водоизмещение |
58.543 т. |
61.070т. |
63.591 т. |
Наибольшая скорость |
30,4 уз. |
30,1 уз. |
29,8 уз. |
Продолжительная максимальная скорость |
29,6 уз. |
29,3 уз. |
28,9 уз. |
Дальность хода на скорости 19 узлов |
8100 миль |
15.200 миль |
20.250 миль |
Дальность плавания на скорости 19 узлов составляла 16.000 миль, а использование резервного топлива для боя позволяло повысить дальность до 20.250 миль.
Электро-энергетическая установка
Как и на предыдущих типах линкоров, главная бортовая электрическая сеть имела напряжение 230 В постоянного тока, а вспомогательная 110 В переменного (количество оборудования, потребляющего переменный ток увеличилось по сравнению с кораблями типа Bismarck). Имелось четыре отделения дизель-генераторов, в каждом из которых стояли два генератора постоянного тока мощностью по 920 кВт и один генератор переменного тока на 460 кВт.