Вооружение

Главный калибр

Для линкоров проектов «Н-39» и «Н-40» выбрали 50-калиберное 406-мм. орудие «SKC/34», для проектов «Н-41» и «Н-42» – орудие калибром 420 мм., созданное на базе 406-мм. с большей рассверловкой ствола, отчего длина орудия становилась равна 48 калибрам. Орудия стояли попарно в четырех башнях – по две в носу и корме. Немцы предпочитали такое расположение главного калибра, дававшее равное распределение огня в нос и корму, более эффективную организацию залпов и меньшее число выходящих из строя орудий при попадании вражеского боеприпаса или иной поломке. Естественно, они также понимали, что трех- и четырехорудийные башни позволяли экономить вес, уменьшить длину броневой цитадели, установить более толстую броню, но сложная механическая часть таких башен отняла бы много времени на проектирование, изготовление и испытания. Четырехорудийные установки позволяли отказаться от возвышенных башен с их высокими барбетами, еще более укорачивая цитадель и экономя вес.

Технические характеристики орудий линкоров проекта «Н»

Орудие

406 мм./50

150 мм./55

105 мм./65

37 мм./83

20 мм.

Вес снаряда

1030 кг.

45,3 кг.

15, 1 кг.

0,745 кг.

0,132 кг.

Начальная скорость

810 м/сек.

875 м/сек.

900 м/сек.

1000 м/сек.

900 м/сек.

Дальность стрельбы

37,8 км.

23,0 км.

17,7км.

6,75 км.

4,8 км.

Угол возвышения

33 град.

40 град.

85 град.

90 град.

90 град.

Но специалисты по морской артиллерии были озабочены эффектом воздействия дульных газов на корпуса при одновременной стрельбе всех башни и риском потери половины главного от единственного попадания противника или Специалисты-корпусники отрицательно относились ослаблению структуры палубы из-за больших отверстий в ней для барбетов четырехорудийных башен.

Рассверловка 406-мм. орудий до калибра 420-мм. не производилась, так как ее планировалось сделать уже после установки орудий на корабли. Корабельные 406-мм. орудия должны были использовать снаряды весом 1130 кг. Вес двухорудийной башни оценивался в 1454 тонн, скорострельность 2 выстрела в минуту y каждого ствола.


406-мм батарея в Норвегии

Хотя ни один линкор проекта «Н» так и не построили, фирма Крупна изготовила семь стволов 406-мм. орудий, длиной 20,3 метра и весом 157 тонн, из нужных сорока восьми. Три из них в 1942 году установили в Норвегии на береговой батарее (в Тронденесе около Харстада для охраны входа в стратегически важный порт Нарвик), три стояли на железнодорожных платформах, а одно потеряно при перевозке в Норвегию. Эти орудия имели специальный затвор. Дальность их стрельбы равнялась 43 км., начальная скорость снаряда 940 м/сек. Для стрельбы использовались два типа снарядов, из которых один весил 600 кг., а другой 960 кг. После войны «норвежские» орудия попали в руки союзников, и были переданы норвежской армии. До 1954 года они использовались на береговых батареях, а в 1968 году сданы на переплавку.

Два орудия на железнодорожных платформах из трех сначала предназначались для германской оккупационной армии в Польше, но затем их передали в Хелу для защиты порта Данциг. Все три орудия в конце 1941 года перевезли во Францию для блокады Ла-Манш и установили на береговой батарее Бланк Нец.

Сборка башни главного калибра на заводе Круппа


Вспомогательный калибр

Вспомогательный калибр по числу орудий, их модели и расположению был такой же как на типе «Bismarck». Двенадцать 55-калиберных 150-мм. орудий «Model С/1928» размещались в шести башнях и предназначались для стрельбы по надводным целям. Установки позволяли орудиям возвышаться до 40 градусов, скорострельность равнялась шести выстрелам минуту на ствол. Для стрельбы по самолетам установки не годились из-за малых скоростей и отсутствия у снарядов временного взрывателя. Восемь орудий могли стрелять прямо по носу и четыре – в корму; бортовой залп из шести орудий обеспечивался в пределах от 45 градусов вперед от траверза и до 50 градусов в корму от него.

Зенитная артиллерия

Дальнюю противовоздушную оборону обеспечивали шестнадцать 105-мм. орудий «Model С/1933» с длиной ствола 65 калибров. Размещались они в восьми новых («Model С/1938») стабилизированных установках. По сравнению с прежними однокалиберными установками на кораблях типов «Scharnhorst» и «Bismarck», они имели лучшую защиту прислуги и повышенные скорости горизонтальной и вертикальной наводки. Большая ширина корабля позволила разместить установки дальше от диаметральной плоскости, и надстройки меньше мешали их действию. Фактически все восемь установок могли стрелять в нос или корму, что отличало корабль от типа «Bismarck». Все они стояли на первой палубе надстройки; концевые установки имели погреба под собой, а средние – посередине между собой. Боевой опыт показал, что эти зенитные установки оказались не совсем удачными и с трудом справлялись даже с тихоходными торпедоносцами Fairey «Swordfish».

Ближняя зенитная оборона обеспечивалась 37-мм. зенитными автоматами («Model С/1933») с длиной ствола 83 калибра, размещенными в восьми спаренных установках, две из которых были специального «зенитного» типа – закрытая бронированная установка «Model С/1937» – и располагались между дымовыми трубами на максимально возможном удалении к борту на первой палубе надстройками (углы горизонтальной наводки 180 градусов). Эти установки имели центральную подачу боезапаса. Двадцать четыре 20-мм. зенитных автомата устанавливались в шести четырехствольных установках.

В целом, предусматривавшаяся проектом противовоздушная оборона, в свете начавшихся боевых действий, была явно недостаточна, особенно против новых скоростных самолетов. Поэтому, в случае постройки этих кораблей, зенитное вооружение несомненно было бы усилено.

Торпедное вооружение

Хотя на всех линкорах после английских «Nelson» и «Rodney» торпедные аппараты из-за занимаемого ими довольно большого пространства уже не применялись, линкоры типа «Н» должны были иметь шесть носовых (впереди цитадели) подводных 533-мм. торпедных труб, отклоненных от ДП на 10 градусов. Аппараты имели защиту в виде броневой поперечной переборки впереди от перегрузочного отделения и бортового пояса, углубленного на 1,825 метра от ватерлинии при проектной осадке 10 метров. Такая защита появилась на основании опыта первой мировой войны, когда подрыв на мине линкора «Bayern» показал уязвимость таких помещений, не имеющих броневой защиты. Наличие торпедных аппаратов означало, что линкоры типа «Н» должны были использоваться в качестве рейдеров против торгового флота Британии, хотя эта функция не была для них основной. При действиях вдали от своих баз, когда надо было сохранять боезапас, топить транспорты торпедами предпочтительнее и быстрее.

Авиационное вооружение

Линкоры типа «H» должны были нести четыре гидросамолета «Arado-196», подобных самолетам линкора «Bismarck». Ангар для них размещался между кормовой трубой и башней «Cesare». Предусматривалась также поворотная катапульту под орудиями башни «Dora». При запуске самолетов башню «Dora» следовало развернуть по траверзу или придать ее орудиям максимальный угол возвышения. Самолеты перед постановкой на катапульту выводились из ангара и устанавливались побортно на рельсах вдоль кормовых башен главного калибра.

Расположение ангара и катапульты было неудачным, так как авиаоборудование оказывалось в районе действия дульных газов орудий главного калибра, а для запуска самолетов приходилось бы поворачивать башню.

При усовершенствовании проекта, в конце 1939 года, конструкторы применили уже две неподвижные катапульты, но и в этом случае в отношении авиационного вооружения проект вряд ли можно назвать удовлетворительным. Способствовало этому также и то обстоятельство, что немецкие конструкторы не рисковали располагать ангар в корме из-за опасения повредить авиаоборудование при стрельбы кормовых башен.

Радарное оборудование

Спецификацией на постройку корабля радар не предусматривался, но без сомнения, при вводе кораблей в строй радары слежения за обстановкой и управления огнем были бы установлены. Все четыре достроенных германских линкора типов «Scharnhorst» и «Bismarck» имели хорошее радарное оборудование, так что корабли типа «Н» с плановым введением в строй в 1944 году получили бы еще более совершенные его образцы, установленные, вполне возможно, за счет авиационного вооружения.

Используются технологии uCoz