РЕЙДЕР F. ПИНГВИН
Pinguin
й ┬шъЄюЁ ├ры√э
Бывший сухогруз лКандельфельз╗ (Kandelfels), построенный в 1936 г. в Бремене. Всего в этой серии было построено два судна Ц Kandelfels и Goldenfels, дальнейшее развитие этот проект получил в следующей серии транспортов, к которой принадлежал уже упоминавшийся рейдер лАтлантис╗. Германское оперативное обозначение лСудно N33╗, британское обозначение лРейдер F╗.
15 июня 1940 г. вышел из Гдыни для ведения боевых действий на коммуникациях союзников. Его командир, капитан-цур-зее Крюдер (Kruder), стал, пожалуй, самым удачливым и самым разносторонним из командиров вспомогательных крейсеров. Он охотился главным образом в Индийском океане и прилегающей к нему части Южного Полярного океана. Вылазка, предпринятая им в направлении Южной и Юго-Восточной Австралии, имела целью постановку мин перед Сиднеем, у южной оконечности Тасмании и к западу от Аделаиды.
20 ноября с парохода лМаймоа╗ (Maimoa, 1920г. постройки, владелец Shaw, Svill & Albion Co., Саутгемптон), шедшего в Австралию, был замечен низко летящий гидроплан с английскими опознавательными знаками. Капитан, взглянув на него, отвернулся, но вдруг с палубы крикнули, что самолет бросил в воду какой-то предмет. Выглянув из рубки, капитан увидел, что за самолетом что-то тянется по волнам. В следующее мгновение самолет промчался над кораблем. Раздался грохот. Самолет взмыл вверх и начал разворачиваться для следующего захода.
И капитан, и матросы успели разглядеть, что самолет тянет за собой на тросе железную болванку. Вряд ли она могла быть средством нападения. Но когда самолет вновь прошел на бреющем полете и опять болванка прогрохотала по надстройкам, капитан догадался, в чем дело: самолет противника, замаскированный под английский, старался порвать антенну.
Следуя своей догадке, капитан тут же приказал дать радиограмму, что подвергся нападению. И вовремя: на следующем заходе самолет порвал антенну и улетел. Через полчаса на горизонте показался торговый корабль. Это был рейдер лПингвин╗. лМаймоа╗ убегала от рейдера больше трех часов. За это время удалось подчинить антенну и восстановить радиосвязь. Самолет лПингвина╗ повторял налеты на корабль, осыпая его пулеметными очередями и сбрасывая бомбы. На корабле было много убитых и раненых, но моряки, отстреливаясь из винтовок, вновь и вновь восстанавливали антенну. Наконец лПингвин╗ приблизился на дистанцию огня, были сдвинуты ящики, скрывающие орудия на палубе, и в 16:42 после нескольких залпов капитану лМаймоа╗ пришлось отдать приказ покинуть судно.
Когда шлюпки были подобраны рейдером, и капитан лПингвина╗ допрашивал офицеров лМаймоа╗, он сказал, что им повезло: если бы они, не дай бог, сбили его самолет, он вынужден был бы в качестве возмездия отправить их все на дно. В принципе, груз лМаймоа╗ Ц 5000 т мороженного мяса, масла и топленого жира был весьма нужен лПингвину╗, но много перегрузить продуктов не успели из-за боязни появления австралийских военных кораблей Ц в 19:15 транспорт был затоплен в точке 32░14'ю.ш., 100░56'в.д.
Сигналы лМаймоа╗ были получены в Австралии, однако по меньшей мере три часа было потрачено на совещание, какому из военных кораблей следовать к месту происшествия. Единственным, кто сразу изменил курс и поспешил к терпящей бедствие лМаймоа╗, был торговый пароход лПорт Брисбен╗ (Port Brisbane, 10612 брт, 1923г. постройки, владелец Port Line Ltd, Лондон), вооруженный двумя 152 мм. орудиями и 88 мм. зенитной пушкой. Почему-то, когда лПорт Брисбен╗ сообщил, что идет на помощь лМаймоа╗, морское управление не запретило ему выступать в качестве добровольной жертвы рейдера. И пока управление продолжало радиосовещание с кораблями австралийского флота, лПорт Брисбен╗ последовал к месту гибели лМаймоа╗. 21.11.40 в 6:15 находившийся несколько в стороне лСторштад╗ предупредил лПингвин╗ о приближении нового судна. (лПризовой╗ танкер лСторштад╗ еще не один раз появится на страницах нашего издания, и ему посвящена отдельная глава).
Наступил вечер. Погода испортилась, пошел дождь. Стало так темно, что капитан лПорта Брисбен╗ решил, что до утра все равно ничего найти не удастся. Тогда он приказал всем, кроме вахтенных, покинуть палубу, орудийным расчетам отдыхать, да и сам тоже отправился вниз, чтобы немного поспать. А меньше чем через час вахтенный увидел совсем рядом темный силуэт неизвестного корабля. Он успел разбудить капитана, но было поздно.
В 23:00 вспыхнули прожекторы, в следующее мгновение раздался залп, поднялись столбы пара из перебитых труб, послышался оглушительный треск переборок. В считанные секунды лПорт Брисбен╗ лишился почти всех надстроек. Были снесены мостик, радиорубка, и погибли все, находившиеся там. Руль заклинило и лПорт Брисбен╗ медленно описывал циркуляцию. Оставшиеся в живых моряки спустили три шлюпки. Две из них с 60 членами экипажа были подобраны немцами, а третьей (26 человек) удалось скрыться. Немцы не стали разыскивать ее в ночи Ц спешили уйти, понимая, что австралийские крейсера уже торопятся сюда. С разрушенного транспорта наспех перегрузили 500 тонн мороженого мяса, масла и сыра, после чего Крюдер приказал потопить лПорт Брисбен╗ торпедой. В 23:54 рефрижератор был потоплен в точке 29░29'ю.ш., 95░35'в.д.
Крейсер лКанберра╗ прибыл в эту точку утром 22 ноября. Вскоре удалось найти шлюпку с частью команды лПорта Брисбен╗, и моряки сообщили, что лПингвин╗ пошел на северо-запад. Туда и поспешил австралийский крейсер, тогда как лПингвин╗, пройдя некоторое расстояние к северо-западу, чтобы ввести в заблуждение моряков в шлюпке, если они за ним наблюдают, изменил курс и встретился 8 декабря к востоку от Мадагаскара в условной точке Tulpe (35░ю.ш., 60░в.д.) с рейдером лАтлантис╗. Оба вспомогательных крейсера дозаправились с призового норвежского танкера лСторштад╗ (лПингвин╗ принял 230 тонн топлива). И, пока британские крейсера прочесывали тот сектор, куда якобы отправился лПингвин╗, потопив лПорт Брисбен╗, 30.11.40 в 3:31 рейдер настиг и утопил лПорт Веллингтон╗ (8731 брт, корабль-близнец с лПортом Брисбеном╗). С лПорта Веллингтон╗ немцы перегрузили себе 3000 тонн мороженного мяса, 440 тонн сыра, 450 тонн масла, 500 тонн других продуктов. лПорт Веллингтон╗ погиб в точке 31░10'ю.ш., 70░37'в.д. После этой победы немецкий рейдер ушел к мысу Доброй Надежды.
В первых числах января лПингвин╗ встретился в Центральной Атлантике с карманным линкором лАдмирал Шеер╗, после чего проследовал на юг в Антарктику для действий против китобойных флотилий союзников.
Хитроумно совместив методы радиоразведки и дезинформации противника, 14 и 15 января лПингвин╗ захватил три большие норвежские китобойные базы Ц лОле Виггер╗, лСолглимт╗ и лПелагос╗ (Ole Wegger, 12201 брт, 1912г. постройки и Solglimt, 12246 брт, 1900г. постройки Ц у обоих владелец AS Thor Dahl, Сандефьорд; Pelagos, 12083 брт, 1901г. постройки, владелец Bruun & v.d.Lippe, Тенсберг) с 11 судами-китобоями. Эти три базы имели на борту свыше 22000 т китового жира, что соответствовало количеству маргарина, выпускавшегося во всей Германии в течение нескольких месяцев. Их с призовыми командами отправили в Западную Францию, равно как и 10 китобоев (последние шли по двое). Одиннадцатого китобоя Крюдер переименовал в лАдъютанта╗ (Adjutant) и превратил во вспомогательный минный заградитель.
У Эрнст-Феликса Крюдера не было людей для укомплектования команд стольких призов Ц командир лПингвина╗ смог выделить только одну призовую команду; на помощь ему был направлен лАдмирал Шеер╗, большинство лейтенантов которого стали офицерами захваченных судов. Командир лШеера╗ капитан-цур-зее Теодор Кранке возражал, поскольку выделение такого количества офицеров и матросов в призовые команды уменьшало боеготовность его собственного корабля, о чем он радировал РВМ. Берлин сообщил Кранке, что его возражения приняты во внимание, но приказ должен быть выполнен, а личный состав лШеера╗ будет пополнен, когда прибудет очередное судно снабжения. По сути, на лШеере╗ после собственного рейдерства было три подходящих офицера лейтенанты резерва Петерсен и Блайе и лейтенант-цур-зее Крафт. Остальные были лишь обер-фенрихами (младшими лейтенантами), еще не совсем готовыми возложить на себя такую ответственность. Кроме того, ни один из них не имел штурманского диплома, так что до подхода китобоев Кранке вынужден был организовать срочные курсы по навигации и практической астрономии. Так или иначе цель была достигнута.
Две китобойных плавбазы лОле Веггер╗ и лСолглимт╗ были приведены в контролируемые Германией воды двумя бывшими капитанами торгового флота Ц лейтенантами резерва Петерсеном и Блайе. Третья норвежская плавбаза лПелагос╗ ушла в Германию раньше с призовой командой лПингвина╗. За исключением двух малых судов-китобоев, все призы достигли места назначения. Двух китобоев перехватили британские патрульные корабли, но они не достались англичанам, а тут же были затоплены своими призовыми командами. Китобоев оказалось как раз достаточно для того, чтобы создать из них вполне пригодную к использованию флотилию охотников за подводными лодками. (Немцы в этом плане не оригинальны Ц китобоев использовали в качестве патрульных судов и англичане, и японцы).
26 августа плавучая база лОле Веггер╗ была потоплена английской авиацией в порту Руана, а много позже, 29.06.44, плавбаза лСолглимт╗ была уничтожена в порту Шербура. Двадцать две тысячи тонн китового жира, захваченного на этих плавбазах, использовались для производства маргарина).
В конце января запасы с захваченного лАдмиралом Шеером╗ рефрижератора лДюкьеза╗ (Duquesa, 8651 брт) были перегружены на лПингвин╗ и китобои. На лПингвин╗ погрузили 1200 упаковок яиц по 360 штук в каждой, 23.5 коровьи туши, 410 бараньих туш и 17 окороков. После этого лДюкьеза╗ была пущена на дно: дальнейшее использование призового судна стало невозможным из-за отсутствия угля.
Танкер лСторштад╗, на котором находилось 14000 т дизельного топлива, переименовали в лПассат╗ (Passat) и использовали сначала для собственных нужд, а затем превратили в минный заградитель. Под командованием лейтенанта морского резерва Варнинга этот корабль поставил заграждения в проливе Басса, перед Мельбурном и Аделаидой, на них подорвалось самое меньшее три судна (17000 брт).
В начале февраля несколько дней рейдер провел в секретном районе Ursula (27░ю.ш., 17░з.д.). Это была необходимая передышка, поскольку лПингвин╗ лишился значительной части экипажа, передав людей на призовые суда.
18 февраля лПингвин╗ встретился с прерывателем блокады лАльстертором╗ (Alstertor). Это была крайне важная для рейдера долгожданная встреча. Прорыватель привез новый гидросамолет, взамен вышедшего из строя, торпеды, новую печь для камбуза, продукты, почту, пополнение призовых офицеров.
С 11 по 25 марта лПингвин╗, лАдъютант╗ и лАльстертор╗ собрались в бухте Газелла у безлюдных берегов острова Кергелен. Эти дни были посвящены ремонту, частичной очистке днища и маскировке рейдера: теперь лПингвин╗ представлялся норвежским транспортом лТамерлан╗ (Tamerlan). В апреле рейдер вновь появился в Индийском океане, где к северу от экватора потопил три английских судна.
Его последней жертвой стал танкер лБритиш Имперро╗ (British Emperor), потопленный 7 мая в северо-западной части Индийского океана (в точке 8░30'с.ш. и 56░25'в.д.). В момент нападения противника танкер успел донести об атаке по радио. Сигнал принял крейсер лКорнуолл╗ (Cornowall), который тотчас же повернул на север, пытаясь быстрее достигнуть района, откуда был получен сигнал, и, используя оба свои самолета, начал вести поиск в направлении возможного пути следования рейдера.
Перед рассветом в 6:30 8 мая лКорнуолл╗ находился совсем близко от лПингвина╗, и рейдер увидел его на экране радиолокатора. Визуально противник был определен как лтяжелый крейсер типа Cumberland╗, после чего лПингвин╗ немедленно отвернул. На рассвете с лКорнуолла╗ вновь были подняты самолеты, и в 07:07 один из них заметил подозрительное судно, которое выдавало себя за норвежское судно лТамерлан╗.
Согласно официальной версии, подтверждающейся британскими отчетами и книгой немецкого адмирала Ф.Руге, маскировка у лПингвина╗ была выполнена на высоком уровне. Более того, на борту лПингвина╗ находились документы и позывные норвежского лТамерлана╗, который недавно был уничтожен, не успев подать радиограммы о своей гибели. Так что пилоты британского самолета-разведчика дважды (в 11:21 и 12:23) были введены в заблуждение и во время третьего облета в 13:43 гидросамолет уже собирался улетать, когда летчик заметил, что на палубе подозрительного судна нет людей Ц никто не вышел поглазеть на аэроплан, никто не помахал пилоту рукойЕ Такая настороженность экипажа вызывала подозрения, и летчик поделился ими со своим крейсером.
лКорнуолл╗ изменил курс и на полной скорости стал сближаться с лПингвином╗. Около 16:00 рейдер был уже виден с крейсера. Желая ввести командира лКорнуолла╗ в заблуждение, лПингвин╗ начал передавать сигналы RRRR о том, что он якобы атакован рейдером. Командир лКорнуолла╗, не будучи уверен, что перед ним не норвежское судно, пытающееся уйти от преследования противника, дал два предупредительных выстрела, приказывая остановиться. В 17:14 лКорнуолл╗ был уже на расстоянии 8000 м. Крюдер понял, что игра окончена, и открыл сильный и точный артиллерийский огонь из своих 150 мм. пушек. Одним залпом на крейсере было временно выведено из строя рулевое управление. После небольшой задержки огонь с лКорнуолла╗ стал точным: один из первых залпов 203 мм. орудий привел в 17:26 к взрыву оставшихся на лПингвине╗ 130 мин, приготовленных для постановки у побережья Индии. Столб огня и дыма поднялся на высоту около 500 м.
Рейдер ушел в пучину, не спуская флага и продолжая вести огонь из своих орудий. Британский крейсер направился спасать плававших в районе гибели рейдера людей. Но в этот момент без всякого повода вышла из строя электростанция крейсера. На лКорнуолле╗ отключился привод орудий и вытяжная вентиляция. Температура в машинном отделении стала стремительно расти, машинная команда срочно эвакуировалась на палубу. Один механик погиб Ц это была единственная жертва англичан в этом бою. Случись это на 10 минут раньше и наша глава могла бы получить совершенно неожиданное продолжениеЕ Но судьба и так слишком долго благоволила командиру лПингвина╗. Среди немногих спасенных моряков рейдера (около 30 человек) Крюдера не оказалось. На борт крейсера с воды было поднято 3 офицера (второй врач Хассельман, призовой офицер лейтенант Беттчер, метеоролог доктор Ролл), 57 матросов, 15 индусов и 9 англичан из экипажей уничтоженных лПингвином╗ судов.
За время своей активной деятельности (около 10 месяцев) лПингвин╗ потопил и захватил 28 судов общим тоннажем 136642 брт, не менее пяти судов (29000 брт) и один тральщик подорвались на минах. Захваченный танкер лПассат╗ благополучно добрался до одного из бискайских портов.
Приложение 1. Hillfskreuzer лPinguin╗ (HSK 5 Ц Schiff 33)
Водоизмещение Ц 17600 т. Вместимость Ц 7766 брт. Длина Ц 155 м. Ширина Ц 18,7 м. Осадка Ц 8,7 м. Число палуб/люков Ц 2/6. Мощность двигателей Ц 7600 л.с. Двигатели Ц 2 х 6-цилиндровых дизеля. Запас топлива Ц 3000 т. Максим, скорость Ц 17уз. Дальность плавания Ц 60000 миль/12 уз. Автономность Ц 207сут. Построен на верфи Ц Deschimag A.G. (A.G.Weser), Bremen 12.11.1936. Переоборудован на верфи Ц Deschimag А.G. (A.G.Weser), Bremen осень 1939 Ц январь 1940г. Ввод в строй Ц 06.02.40. Экипаж Ц 17 офицеров (+5 призовых офицера), 398 мичманов и матросов. Артиллерия Ц 6 х 150 мм С/16 L/45; 1 х 75мм Schneider-Creusot L/35. Зенитная артиллерия Ц 2 х 37мм С/30 L/83 (спаренн.); 4 х 20 мм С/30 L/65. Число мин Ц 380 типа ЕМС. Торпедные аппараты Ц 2 x 2 х 533 мм. Самолет Ц 2 х Heinkel Не 114В (с 03.41 Ц 1 х Arado Ar196 А-1). Боезапас: 150мм Ц 1800 шт. 75мм Ц ? 37мм Ц 4000 шт. 20мм Ц 8000 шт. 16 торпед. Для передачи на подлодки 25 торпед и 80 мин типа ТМВ.
Приложение 2. Суда, потопленные и захваченные во время рейдерства HSK5 лПингвин╗
Страна |
Название |
Тоннаж, брт |
Дата |
GB |
Domingo de Larrinaga |
5358 |
31.07.40 |
NOR |
Filefjell |
6901 |
27.08.40 |
GB |
Britisch Commander |
5008 |
27.08.40 |
NOR |
Morviken |
7616 |
27.08.40 |
GRI |
Benavon |
5872 |
12.09.40 |
NOR |
Nordvard |
4111 |
16.09.40 |
NOR |
Storstad |
8998 |
07.10.40 |
GB |
Nowshera |
7920 |
19.11.40 |
GB |
Maimoa |
10123 |
20.11.40 |
GB |
Port Brisbane |
8739 |
21.11.40 |
GB |
Port Wellington |
8303 |
30.11.40 |
NOR |
Ole Wegger |
12201 |
14.01.41 |
NOR |
Solglimt |
12246 |
14.01.41 |
NOR |
Pol VII |
336 |
14.01.41 |
NOR |
Pol VIII |
298 |
14.01.41 |
NOR |
Pol IX |
354 |
14.01.41 |
NOR |
Pol X |
354 |
14.01.41 |
NOR |
Pelagos |
12083 |
14.01.41 |
NOR |
Star XIV |
247 |
14.01.41 |
NOR |
Star XIX |
249 |
14.01.41 |
NOR |
Star XX |
249 |
14.01.41 |
NOR |
Star XXI |
298 |
14.01.41 |
NOR |
Star XXII |
303 |
14.01.41 |
NOR |
Star XXIII |
357 |
14.01.41 |
NOR |
Star XXIV |
361 |
14.01.41 |
GB |
Empire Light |
6828 |
25.04.41 |
GB |
Clan Buchanan |
7266 |
28.04.41 |
GB |
British Emperor |
3663 |
07.05.41 |