Минный заградитель «Олав Трюггвасон» – «Бруммер».

© Патянин С.В.

Первый корабль, предназначенный для использования минного оружия, был создан в Норвегии в конце XIX столетия. Им стал русский минный транспорт «Алеут», построенный заводом «Нюланн меканиске» в Христиании (тогдашнее название Осло) и сданный заказчику в ноябре 1886 года.

Эволюция норвежских минных заградителей

«Вале»

«Фрёйя»

«Олав Трюгвассон»

Вскоре командование норвежского флота обратило внимание на прогрессирующий вид оружия. Мина создавала угрозу любым кораблям возможного противника, служа прекрасным дополнением к береговой артиллерии, обладая при этом простой конструкцией и относительной дешевизной. Последний фактор был немаловажен для небогатой Норвегии. К тому же, географические условия страны благоприятствовали применению мин.

Прежде всего, несколько портовых буксиров и небольших пароходов получили съемное оборудование для минных постановок. Вслед за этим прошли переоборудование старые канонерки «Вале» (постройки 1874 года), «Браге», «Уллер» (обе – 1876 г.), «Нур», «Видар» (обе – 1878 г.), «Гор» (1885 г.) и «Тюр» (1887 г.). Они являлись представителями многочисленного семейства лодок береговой обороны, строившихся для различных стран по проекту Дж. Рэндела на заводах Армстронга в Эльсвике. В ходе работ с них снимались громоздкие орудия, заменявшиеся современными скорострельными пушками, и устанавливались минные рельсы.

Применение морских мин в ходе Первой Мировой войны очень скоро развеяло последние сомнения относительно их эффективности. Успех послужил мощным импульсом для их дальнейшего развития. Многие страны поспешили обзавестись кораблями, предназначенными для ведения минной войны. Хотя Норвегия оставалась нейтральной, именно в это время в составе ее военно-морских сил появились минзаги специальной постройки. Сданные флоту в начале 1917 года «Гломмен» и «Лауген», предназначенные для службы в системе береговой обороны Осло-фьорда, представляли собой весьма заурядные корабли. Заградители были небольшими – полным водоизмещением по 380 тонн. Скорость ограничивалась 9,5 узлами, что считалось достаточным для действий в стесненных районах, вооружение состояло из двух 76-мм орудий, а также 50 мин.

Осенью 1916 года в состав Королевского флота Норвегии вошел более крупный и совершенный минный заградитель «Фрёйя», в котором четко прослеживались качества универсального корабля. При относительно небольшом водоизмещении 595 тонн, он развивал ход до 22 узлов и вооружался четырьмя 102-мм орудиями, 76-мм зениткой, а также спаренным 457-мм торпедным аппаратом. Вдвое увеличился запас мин. Кроме того, в мирное время корабль мог использоваться в качестве учебного. Многие конструктивные решения, апробированные при проектировании и постройке «Фрёйя» впоследствии были применены на последнем предвоенном минзаге норвежского флота.

«Фрёйя»

К концу двадцатых годов в составе Королевского флота Норвегии было десять минных заградителей. Это был самый многочисленный заградительный флот в Европе. Однако его боевые возможности вряд ли соответствовали численности. В основной массе корабли были тихоходными, слабо вооруженными и несли мало мин. В сентябре 1931 года на военно-морской верфи в Хортене был заложен новый корабль данного класса. Ему дали имя «Олав Трюггвасон» («Olav Tryggvason») в честь средневекового короля викингов. При строительстве использовались последние достижения технического прогресса.

Стандартное водоизмещение нового корабля составляло 1492 тонны, полное – 1924 т; максимальная длина – 97,3 м, по ватерлинии – 92,5 м, ширина – 11,5 м, осадка – 4 м. Гладкопалубный корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на двенадцать отсеков и имел две сплошные палубы: верхнюю и минную.

Сам факт, что полностью закрытая минная палуба с тремя кормовыми лацпортами имелась на корабле, не превосходящем размерами эсминец, вызывает восхищение и свидетельствует о достаточно высоком уровне норвежских конструкторов. На этапе проектирования производились испытания моделей в Гамбургском опытовом бассейне. Набор корпуса осуществлялся по продольной схеме. Все надстройки и мостики изготавливались при помощи электросварки, что для того времени было еще весьма редким явлением.

Оригинальной была энергетическая установка «Трюггвасона». Впервые в норвежской практике была применена двухвальная комбинированная схема. Главные механизмы состояли из дизель-электрической установки крейсерского хода и турбин с зубчатой передачей.

Два турбозубчатых агрегата системы Лаваля (изготовленные в Швеции) общей мощностью 4600 л.с. размещались в кормовом машинном отделении вместе с необходимыми вспомогательными механизмами. Максимально число оборотов достигало 280 в минуту. Пар для турбин (рабочее давление 20 атмосфер) давали два треугольных котла. В носовом машинном отделении стояло два основных дизель-генератора, вспомогательные динамо-машины и распределительный щит. Дизели – системы «Зульцер», восьмицилиндровые, четырехтактные, мощностью по 850 л.с. при 530 об/мин. Каждый из них работал непосредственно на свой генератор мощностью по 560 кВт. Последние вырабатывали ток силой 2240 А и напряжением 220 В. Гребные электромоторы крейсерского хода развивали по 700 л.с.

Под электродвигателями корабль развивал ход до 14 узлов. Для достижения более высоких скоростей дополнительно к ним подключались паровые турбины. Существовала возможность движения под одними ТЗА, без подключения электромоторов, но этот режим был наименее экономичным. Управление электродвигателями можно было производить с мостика или из машинного отделения, а также с главного распределительного щита, и лишь при одновременной работе моторов и турбин управлять ими можно было только из машинного отделения. Применение электродвигателей, позволявших плавно менять частоту вращения гребных винтов в широком диапазоне, а также способных всего за 20 секунд осуществлять реверс с полного переднего до полного заднего хода, благоприятно сказалось на маневренности корабля.

В первом машинном отделении располагались также два дизель-генератора по 120 кВт, вырабатывавшие постоянный ток напряжением 220 В, а также дизель-генератор мощностью 15 кВт сети постоянного тока напряжением 115 В, использовавшегося для освещения на якорных стоянках. Большинство вспомогательных механизмов было электрифицировано. Семь электромоторов вращало вентиляторы, другие стояли на насосах, компрессорах, рулевой машине, брашпиле. Имелась электрическая лебедка для постановки мин. Общее число электромоторов и генераторов корабля достигало 72.

Гребные винты диаметром 2,6 м и шагом 2,55 м изготавливались из специальной бронзы. «Трюггвасон» принимал 130 тонн мазута для котлов, 70 тонн дизельного топлива и 58 тонн пресной воды. Дальность плавания составляла 3000 миль экономическим 14-узловым ходом.

Мощным было вооружение корабля. Четыре 120-мм орудия «Бофорс» с длиной ствола 45 калибров в одиночных установках размещались попарно в носу и в корме. В кормовой части шельтер-дека, рядом с орудием №3, стояла 76-мм зенитка. Два 40-мм автомата «Викерс» (британские «пом-помы») располагались на первом ярусе мостика, два 12,7-мм пулемета – этажом выше. Было зарезервировано место для установки спаренного 533-мм торпедного аппарата (хотя нет сведений, что он устанавливался в действительности). На рельсовых путях минной палубы размещалось 60 мин по 850 кг, а всего заградитель принимал до 280 мин.

Экипаж по штату состоял из 191 человека: 25 офицеров, лоцмана, 16 унтер-офицеров, 80 матросов, 14 кочегаров и 55 кадетов.

В декабре 1932 года «Олав Трюггвасон» благополучно сошел на воду, а в июне 1934 года вышел на ходовые испытания. Во время шестичасовых пробегов средняя скорость под турбинами и электромоторами составила 21,6 узла, максимальная доходила до 23 уз.

«Олав Трюггвасон»

Корабль вошел в состав норвежского флота осенью того же года. По боевым качествам ему не было равных, пожалуй, во всей Европе, а то и в мире. По иронии судьбы, самому современному минзагу была уготовлена самая короткая карьера.

Когда в Европе разразилась война, Норвегия заявила о сохранении нейтралитета. Однако ее военно-морские силы были приведены в состояние полной готовности, а экипажи кораблей – доукомплектованы до штатов военного времени. Иногда им приходилось выполнять боевые задачи: патрулировать свои территориальные воды в поисках подводных лодок, сопровождать транспорты и целые конвои. Дамоклов меч войны, висевший над страной, обрушился на нее ранним утром 9 апреля 1940 года, когда германские корабельные и парашютные десанты заняли важнейшие города. Операция проводилась под кодовым названием «Везерюбунг» – «Учения на Везере».

«Олав Трюггвасон» оказался одним из немногих кораблей норвежского флота, давших отпор оккупантам и добившихся при этом определенного успеха. В роковое утро заградитель стоял на ремонте в Хортене. Когда в предрассветном тумане показался неприятель, командир «Трюггвасона» командор-капитан (1) Т. Брисайд приказал открыть огонь. Меткими залпами комендоры потопили моторный тральщик «R 17», пытавшийся высадить десант в гавани, а затем перенесли огонь на приближавшиеся со стороны залива миноносцы. Но «Альбатрос» и «Кондор» предпочли не вступать в артиллерийскую дуэль и отошли.

Немецкий моторный тральщик «R 17», потопленный «Олавом Трюггвасоном» 9 апреля в Хортене.

Британский эсминец «Айвенго» погиб на мине выставленной «Бруммером»

Как то ни печально, действия Брисайда и его подчиненных никак не повлияли на конечный результат. Немецкий десант не встречая сопротивления вошел в Хортен. К находившемуся в крепости Карлйохансверн норвежскому адмиралу был послан парламентер, который, угрожая бомбардировкой с воздуха, потребовал сдать базу и находившиеся в ней корабли. Подчиняясь приказу, «Олав Трюггвасон» поднял белый флаг.

Другие норвежские минзаги в боевых условиях также ничем особенным себя не проявили. Виной тому были недостаточная подготовленность личного состава к войне, морально и физически устаревшая техника, пассивность верховного командования вооруженными силами. 10 июня Норвегия капитулировала. Король Хокон VII и правительство эвакуировались в Англию.

Карьера «Трюггвасона» продолжилась под германским флагом. 13 апреля заградитель был переименован в «Альбатрос», в честь миноносца, погибшего накануне (2). Но уже 1 июня последовало повторное переименование – на этот раз в «Бруммер».


Минный заградитель «Бруммер»

Надо напомнить, что в составе Кригсмарине до этого не было ни одного минного заградителя специальной постройки. Называемые обычно в этом качестве «Бремзе» и предыдущий «Бруммер» (после гибели которого «Трюггвасон» унаследовал его название) самими немцами классифицировались исключительно как учебно-артиллерийские корабли. Они, хотя и могли принимать мины, для постановок практически не привлекались. Остальные германские «миненшиффе» представляли собой переоборудованные паромы или пассажирские лайнеры.

Получив прекрасный норвежский корабль, немцы поспешили ввести его в состав своего флота. Заградитель перешел в Киль, где на верфи концерна «Дойче Верке» были проведены ремонт и переоборудование.

Перво-наперво было подогнано под германский стандарт вооружение. Вместо 120-миллиметровок установили германские 105-мм орудия Utof L/45. Устаревшие зенитки, бесполезные против современных скоростных бомбардировщиков, заменили спаренным 37-мм автоматом, дополненным четырьмя 20-мм (летом 1943 г. установили еще шесть 20 мм). Слегка перепланировали верхнюю палубу и мостик. Экипаж по новому штату состоял из 168 человек.

Последующие пять лет войны «Бруммер» провел активно, о чем свидетельствует график его постановок:

Всего же заградитель выставил около 5000 мин и более 3000 минных защитников.

Среди достоверно установленных жертв его постановок – британские эсминцы «Эск», «Айвенго», советский «Гневный», а в числе получивших тяжелые повреждения – крейсер «Максим Горький». Кто знает, возможно этот список не полон? Несколько подводных лодок, как советских, так и британских, пропало без вести в районах, где немцы ставили мины…

5 декабря 1944 года «Бруммер» завершил свою последнюю боевую операцию. К тому времени ему требовался серьезный ремонт. Накануне нового года заградитель прибыл в Киль, где его поставили в док, но работы шли медленно. 3 мая, когда Берлин уже пал, американские «летающие крепости» нанесли по Килю массированный удар. Их бомбы поставили последнюю точку в карьере замечательного корабля.

«Олав Трюггвасон»

Корма «Бруммера»

«Бруммер» в мае 1941 г.

«Бруммер» в финских шхерах в 1941 г. во время операции «Барбаросса»

     Командиры минного заградителя «Бруммер»

Литература

Conway's all the World Fighting Ships 1922-1945. – London, 1985.

Groner E. Die deutsche Kriegsschiffe 1815-1945. Bd.2. – Munchen, 1982.

von Kutzleben K., Schroeder W., Brennecke J. Minenschiffe 1939-1945. – Herford, 1974.

Norges krig 1940-1945. Bd.I. – Oslo, 1947.

Steen E.A. Noges sjokrig 1940-1945. Bd. II. – Oslo, 1954.

Шапиро Л.С. Сердце корабля. – Л., 1990. «Судостроение», 1935, № 2.

 

(1) Воинское звание норвежских ВМС, соответствующее капитану 2 ранга.

(2) К гибели этого корабля, как это нередко утверждается, «Трюггвасон» не причастен. Миноносец погиб 10 апреля – уклоняясь от огня береговой батареи, налетел на подводную скалу у острова Булерне в южной части Осло-фьорда.

Используются технологии uCoz